flexsmm

Моя педагогическая концепция

«Использование  современных  образовательных
  технологий на уроках русского языка
 и литературы как условие формирования
 творческих способностей учащихся»

Мудрость людей пропорциональна

не их опыту, а их способности

 к приобретению.

                                                                                                                        Б.Шоу

Моя педагогическая концепция реализуется в  образовательных  условиях МБОУ СОШ №12 и отражает единую методическую тему школы «Творческое развитие личности в личностно-ориентированном подходе с применением современных образовательных технологий». Вследствие развития демократических тенденций в жизни общества в системе образования акцент переносится на личность ребенка, изучение возможностей и обстоятельств ее индивидуального развития, условий самовыражения и самореализации на разных этапах ее жизни. В основу современных образовательных технологий и положен личностно-ориентированный подход.

Актуальность моей педагогической концепции определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся. Выбор образовательных технологий учитель делает в зависимости от того, какие цели поставлены перед ним. Осознанное получение ЗУН учит быть успешным, повышает самооценку, делает конкурентоспособным.

Ведущая  педагогическая  идея  моей работы   заключается  в  разработке   комплекса педагогических  условий,  обеспечивающего  эффективное  развитие  познавательной компетенции  школьников  и  совокупности  коммуникативных  умений,  овладение которыми способствует развитию творческих способностей личности, способной к продуктивному общению и успешной самореализации.

Новизна  моей педагогической идеи  состоит  в  синтезе  указанных  педагогических  технологий  и методик,  призванных  обеспечить  формирование  ключевых  компетенций  учащихся. Я  убеждена,  что  только  системное  использование  современных  технологий  и методов  обучения  сможет  дать  стабильный  высокий  результат,  будет  способствовать всестороннему развитию эрудированной, духовно богатой личности.

Диапазон реализации моей педагогической концепции: начиная с 5 класса, я планирую применять  следующие образовательные технологии и формы работы:

- в 5-6 классах игровые технологии и работу в группах, создаю на уроках ситуацию соревновательности, успешности каждого ученика;

- в  7-8  классах  технологии  проблемного  и  игрового  обучения,  индивидуальную, парную,  групповую  работу,  применяю  методы  самоконтроля,  ввожу  элементы проектной  деятельности  (составление  схем,  рисунков,  графиков, лингвистических сказок, ассоциативных портретов литературных героев);

- в  9-11  классах  уроки  построю  на  основе  проблемного  обучения, широко  применяя проектную  деятельность,  индивидуальную,  групповую  и  парную  работу, используя исследовательский метод, метод решения эвристических задач.

Форма реализации педагогической идеи: уроки  русского  языка,  литературы, внеурочные учебные занятия, а также индивидуальную работу с учащимися по подготовке к  олимпиадам и конкурсам разного уровня.

Теоретическая база педагогической концепции. Для разработки изучаемой проблемы я обратилась к следующим  трудам:

1.  Виноградовой М.Д., Дьяченко В.К., Миртова А.В., Лийметса Х.Й., описывающим особенности групповой работы;

2.  Брушлинского  А.В.,  Булгакова  В.И.,  Кудрявцева  Т.В.,  Махмутова  М.И., Матюшкина  А.М.,  Ильиницкой  И.А,  Хуторского  А.В.,  где  речь  идет  о преимуществах технологии проблемного обучения;

3.  Аникеевой  Н.П.,  Баева  П.М.,  Минкина  Е.М.,  Эльконина  Д.Б,  в  которых  дается понимание технологии игры в обучении и развитии школьников; 

4.  Гина  А.А.,  Добровича  А.Б.,  Цукерман  Г.А.    и  др.,  где  отражены  особенности развития коммуникативных навыков школьников.

В  работах  этих  авторов  я  нашла  для  себя  принципиальные  положения  для реализации своей темы:

  • эффективность  результатов  обучения  зависит  от  активизации  деятельности учащихся путем использования современных образовательных технологий;
  • включенность каждого ученика в решение творческих задач «не в конце, а в начале процесса усвоения нового предметного содержания»;
  • оптимизация познавательной деятельности и межличностных отношений, ведущая к «становлению механизмов саморегуляции поведения и личности учащегося»;
  • более  продуктивное,  чем  ранее,  «мотивированное  овладение  операционно-техническими средствами выполнения новой деятельности»;
  • наличие  рефлексивной  составляющей  как  учебной,  так  и  педагогической деятельности. 

Таким образом, задачами моей педагогической деятельности являются:

1. содействие формированию творческих способностей учащихся.

2. организация деятельности учащихся, направленной на самореализацию их личности, развитие познавательного интереса.

3. создание  педагогических  ситуаций,  инициирующих  самостоятельность  школьников  в определении  цели,  планировании  и  оценивания своих  действий;

4. использование  учителем  проблемных,  продуктивных методов  и методов  самоконтроля, позволяющих  учащимся  овладевать  способами  познавательной  деятельности;

5. активизация  учебного  процесса  в  старших  классах  посредством  применения интерактивных форм обучения (ролевые и дидактические игры). 

Данные  педагогические  задачи  успешно  решаются  в  урочной  и  внеурочной деятельности  при  использовании  современных  образовательных  технологий (проблемного, игрового, проектного обучения):

1. Проблемное обучение предполагает, что ученик становится на какое-то время автором какой-либо точки зрения на определенную научную проблему. При реализации этой технологии формируются умения высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения. 

2.Игровое обучение   создает ситуацию самоутверждения перед обществом, ориентирует на речевую деятельность.

3.Проектное обучение. Способствует формированию познавательной активности, учит коллективной деятельности.

Для успешности работы с указанными технологиями использую групповую работу, работу в парах, коммуникативное взаимодействие в виде дискуссий, диспутов, ролевых игр, нетрадиционные формы уроков, внеурочные занятия, ИКТ-методики. Технология  проведения  деловой  игры  помогает привлечь внимание  к  новинкам  литературы,  вспомнить  классику,  поделиться  личными впечатлениями. 

Мне всегда был интересен процесс творчества учащихся, ведь уроки русского языка и литературы не  могут  обойтись  без  работы  со  словом,  театрализации,  реализации учащимися собственных оригинальных идей. Научить мыслить и чувствовать, воспитать душу  –  вот  задача  для  учителя-словесника.  Объединение  технологий  и  техник  в  интегрированной  образовательной  модели  дает целостность, неразрывность глубоких знаний за все время обучения предмету, формируя базовые компетентности, коммуникативную и познавательную. Так,  к  примеру,    игровая технология  незаменима  на  уроках  русского  языка  в  5-7 классах.  Работа  в  группах,  загадки,  шарады,  решение  кроссвордов,  эстафеты  по  рядам способствуют  более  прочному  усвоению  знаний,  развитию  коммуникативных  навыков, воспитывают интерес к предмету. Рефлексия мгновенная «это – весело, а это – скучно» (о традиционных  формах  урока).  Мир  вокруг  современных  детей  настолько  подвижен, мобилен,  интерактивен,  что  иногда  традиционные  формы  урока  становятся  настоящим психологическим  барьером  между  учителем  и  учеником.  Поэтому  в  целях  создания ситуации  соревновательности,  переключения  внимания  на  уроке,  развития  интереса  к предмету  я  предлагаю  учащимся  5-7  классов  самим  создавать  лингвистические  игры, загадки, сказки, иллюстрировать свои работы. Продуктивными видами работы в обучении русскому  языку  я  считаю  уроки  и  внеклассные  мероприятия  нетрадиционной  формы: экскурсии,  концерты,  КВНы,  викторины:

  • «Лирика Лермонтова» в 5 Г классе 
  • «Лучом лицейских ясных дней» в 9 А классе 
  • «Учимся писать сочинение» в 6х классах 

Технологию  проблемного  обучения  я  стараюсь  использовать  на  уроках  русского языка  и  литературы  во  всех  параллелях. Постановка  проблемы  важна,  на  мой  взгляд,  в материале  любого  урока.  Например,  тема  в  5  классе:  «Лирика  М.Ю.Лермонтова».  Проблемный вопрос: «Парус» как программное произведение поэта, отражение его чувств и переживаний. Ученики анализируют стихотворение, находят средства выразительности, доказывают, что парус – живое существо, он борется, ищет, стремится и т.д. Проблемные вопросы усложняются, становятся темой обсуждений,  дискуссий,  заданием  для  групповой  работы,  дают  возможность  высказать свою  точку  зрения  каждому. Также  я  использую  как  вид  работы  по  русскому  языку   и литературе ответы на проблемные вопросы, как устные, так и письменные. Продуктивное письмо  может  совершенствоваться  только  при  постоянных  упражнениях.  При  этом необходимо обращать внимание учащихся на то, что данная работа должна представлять собой  рассуждение  с  непременной  аргументацией  («Я  так  считаю,  потому  что…»).  

Технологию  проектного  обучения  я использую  в  работе  относительно недавно. Так, ученицы Казуваева Л., Курбанова К. создали презентации по литературе. В  процессе  проектной  деятельности  у  учащихся  формируются  умения  самостоятельно конструировать  свои  знания,  ориентироваться  в  информационном  пространстве, развивается критическое мышление. Проект предполагает самостоятельную деятельность, выполненную  индивидуально,  парно,  группой  за  определенный  период  времени.  

Однако,  я  убеждена,  что  для  формирования  базовых  компетенций  урочной деятельности  недостаточно.  Как  бы  ни  был  насыщен  и  интересен  урок,  личность развивается  в  общении,  творчестве,  неформальной  обстановке.  Такую  возможность раскрепощения  и  развития  личности  дает внеурочная  деятельность. Она  расширяет  рамки  школьной программы,  формирует  любознательность,  повышает  эрудицию  школьников,  создает ситуацию успешности для всех учеников, и сильных, и слабых. Виды разработанных мной внеклассных  мероприятий  различны:  викторины,  конкурсы,  литературные  вечера, ,  праздники,  классные  часы.  Я  считаю,  что  в  каждой  параллели необходимо проводить  внеклассное мероприятие по  литературе, позволяющее  развивать творческие  способности  учащихся.  Таким  образом,    с  целью  формирования коммуникативной  компетентности  и  познавательного  интереса  учащихся  мною  была разработана система мероприятий  по русскому языку и литературе:

  • Литературная гостиная «Пейзажи России» в 7 Б классе
  • Праздник славянской письменности в 6х классах
  • Литературно-музыкальная композиция, посвященная дню рождения С.А. Есенина в 9 классе 
  • Видеоуроки по творчеству И.А. Тургенева «Бирюк», Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Результативность опыта

  Анализ результатов уровня качества  знаний в одних и  тех же классах  за  два года позволяет  сделать  вывод,  что  с  применением  современных  образовательных  технологий качество  знаний  ежегодно  возрастает  вследствие повышения мотивации  обучающихся и расширения познавательной активности учащихся.

  Формирование  интереса  к  предмету  позволило выделить группу учащихся, увлеченно  занимающихся русским языком и литературой во внеурочное  время.    Это  проявляется  в  выступлении  моих  учеников  на школьных и городских  олимпиадах. Результатами моей работы можно считать победы на олимпиадах и конкурсах разного уровня:

  1. Ежегодные победители и призёры на олимпиадах ВОШ
  2. Гусенов Марат, занявший 1 место в Республиканском конкурсе «Мой Дагестан» с последующей печатью его стихотворения в республиканском журнале «Соколенок». Он же ежегодный участник конкурса «Живая классика».
  3. Изавова Амина, занявшая 3 место в международном конкурсе «Пусть слово доброе душу разбудит», ее стихотворение «Доброта» опубликовано в одноименном сборнике.
  4. Аммаев Арген «Пусть доброе слово душу разбудит»- 3 место, номинация-поэзия
  5. Рамазанова Тамила, сочинение «Жизнь ради жизни», призёр республиканского конкурса «Без срока давности».
  • Продуктом деятельности клуба стал сборник стихов «Окрылённые словом»

Все перечисленные мною технологии импонируют мне тем, что они направлены на развитие творческих способностей детей и помогали мне в реализации педагогической концепции. Необходимость использования технологий, которые позволяют существенно повысить результативность учебной деятельности учащихся, активизировать познавательный интерес, привлечь внимание учащихся к изучаемой теме делает процесс обучения более эффективным.

 Вывод

Использование  совокупности  современных  образовательных  технологий  и  техник  в урочной и внеурочной деятельности по русскому языку и литературе дает возможность сказать, что задачи формирования  познавательной активности  школьников  мною решаются. Результаты свидетельствуют о достаточной эффективности работы. Мои ученики  –  творческие,  увлеченные,  активные  и  целеустремленные  личности,  они коммуникабельны, общительны, умеют вести диалог, участвовать в дискуссии, отстаивать свою  точку  зрения,  не  ущемляя  интересов  оппонента.  Они  готовы  к  непрерывному познанию и творчеству, ведь, по словам великого А. Эйнштейна: «Образование – это то, что остаётся у человека, когда он забудет всё, чему его учили».

 

Установочный семинар

Сегодня состоялся установочный семинар для участников конкурса "Учитель года"

Муниципальный этап "Учитель Года-2022"

Вот и завершился первый этап конкурса "Учитель Года-2022". Ежегодный конкурс, но каждый раз это новые имена, новые эмоции и новые знакомства...

Конкурсный урок "А счастье было..."

"Учитель года -2022". Конкурсный урок-исследование по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин" в 9 классе на тему "А счастье было..."

Городской руководителей ШМО учителей русского языка и литературы

Сегодня на базе МКОУ "СОШ 11" прошел семинар для руководителей школьных методических объединений учителей русского языка и литературы, а также учителей выпускных классов. 

Тотальный диктант

Вниманию любителей грамотного письма!