flexsmm

Памятки

Общие требования к реферату

Реферат (от лат. eferre - докладывать, сообщать) - это либо доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников, либо изложение содержания научной работы, книги и т.п.В школьной практике могут быть использованы оба вида реферата.

Это серьёзный труд, который под силу, вероятно, выполнить хорошо подготовленным выпускникам.Тема реферата определяется в начале учебного года. Можно предложить ученику самому подобрать необходимую литературу в школьной или другой библиотеке, либо учитель вместе с темой предлагает ему библиографический список.Учитель, по сути дела, является научным руководителем выпускника, пишущего реферат: даёт советы по составлению плана, просматривает законспектированную литературу, помогает сформулировать основные выводы, отрабатывает стиль изложения и т.п.

Вопрос об оформлении работы решается в школе. Не стоит требовать дорогостоящих папок, обложек, альбомов. Должны быть приняты рефераты как написанные от руки, так и напечатанные на компьютере - в том случае, конечно, если ученик может это сделать сам, без дополнительных затрат. 

Реферат-доклад.

Рассмотрим, как пишется реферат доклад на литературную тему с включением обзора соответствующих источников.Выбирается и записывается тема. В кратком изложении перечисляется, что написано по этой теме, т.е. даётся обзор литературы.Рассказывается, как будет освещаться тема.Определяется основная мысль доклада, иными словами, формулируется поставленная проблема. Её решение доказывается с помощью текста художественного произведения, необходимого комментария, литературной критике, исторических фактов и другого материала. Делаются выводы и обобщения.В докладе на литературную тему ученик должен показать знание художественного текста, литературной критики, теоретико-литературных понятий. Всё это определяет содержательность и глубину работы. Причём ученик использует известные в литературоведении взгляды и оценки, однако рассуждения и доказательства должны принадлежать ученику. Именно такой реферат является самостоятельным.Цитаты подтверждают выдвинутые положения, но не стоит перегружать реферат цитированием. Он должен быть изложен связно, логично, последовательно. В соответствии со смысловыми частями выделяются абзацы.Важным требованием к реферату является его стилевое единство: ученику необходимо выдержать научный стиль речи. Объём работы строго не регламентируется, однако не должен превышать объёма обычной ученической тетради (12 листов).  

Реферат - сокращённое изложение научной статьи или монографии.

Рассмотрим как пишется реферат - сокращённое изложение научной статьи или монографии с основными фактическими выводами и обобщениями. Такой реферат включает в себя информацию, содержащуюся в первичном материале (статье, монографии).По сути дела, это информация, полученная путём аналитико-синтетической работы с первичным источником. Этим реферат отличается от конспекта. Заглавие реферата будет отличаться от статьи или монографии, по которой он пишется.В начале реферата даются библиографические сведения о книге или статье. Затем излагается тема и цель работы. Обязательно указывается точка зрения автора, позиция, с которой он рассматривает художественное произведение (эстетическая, реальная, революционно-демократическая, советская критика и др. ).Целесообразно описать художественные приёмы, которые использует автор.Приводятся также выводы, оценки, предположения, гипотезы, принятые и отвергнутые автором первичной работы.

В реферате допускается свободное изложение материала книги с большей или меньшей долей детализации, однако не надо забывать, что точность и краткость - важные его достоинства.Различные исторические справки, если они не составляют основное содержания первичного материала, в реферат не включаются.Все термины, встречающиеся в тексте первичного документа, обязательно разъясняются в специальных сносках или тексте.В школьном реферате возможно цитирование первичного материала. Используются только общепринятые сокращения и аббревиатуры, смысл которых ясен из контекста.Текст реферата может сочетаться с иллюстрациями в том случае, если это помогает раскрыть основное содержание реферируемого материала.Объём работы определяется содержанием книги или статьи.Не стоит забывать, что в данном случае реферат является информационной моделью первичного материала, поэтому по своему содержанию он зависит от него в значительной степени.

 

КАК НАПИСАТЬ РЕЦЕНЗИЮ

Требования к выполнению:

В зависимости от значимости рецензируемого произведения, его объема рецензия может быть сравнительно небольшой или  пространной.Логика изложения материала рецензии должна соответствовать типовому плану ее написания:

 1.Объект анализа;
 2. Актуальность темы;
 3. Краткое содержание;
 4. Формулировка основного тезиса;
 5. Общая оценка;
 6. Недостатки, недочеты;
 7. Выводы.
 

Объектом анализа могут быть:

 -полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы;
 -новизна и актуальность поставленных проблем;
 -позиция. С которой автор рассматривает проблемы;
 - характер и достоверность примеров, иллюстративного материала;
 -убедительность выводов.
 

 Оценочные выводы должны быть мотивированы и сформулированы либо по ходу рассуждений, Либо как завершение анализа.

  Рецензия – статья, раскрывающая содержание рецензируемого документа (книги, статьи, научной работы)  и дающее мотивированную критическую оценку, как отдельным его положениям, так и рецензируемому документу в целом. Рецензия, в отличие от конспекта и тезисов, представляет связное изложение авторского материала. Основные функции рецензии – информирующая и оценочная. Она может иметь вид рукописного или опубликованного (например, в журнале) текста.
 

Для написания рецензий используют следующие речевые стандарты:

Объект анализа – книга, статья в журнале, дипломный проект, диссертация и т. д. – принято называть: работа автора, рецензируемая работа и  т.д.
 

Актуальность темы раскрывают с помощью словосочетаний: «Работа посвящена актуальной теме…», «Актуальность темы обусловлена…» и т.д.

Краткое содержание включает в себя перечисление имеющихся введения, глав, разделов, заключения, всех приложений, источников, упомянутых в библиографии, и т.д. Например:
 

«В начале работы (статьи, монографии и т.д.) автор указывает, что…»;

 «Автор анализирует имеющуюся литературу по этой проблеме…»;
 «Рассматривает вопрос о…»;
 «…доказывает, что…»;
 «…приходит к выводу о том…»;
 

Основной тезис формулируется с использованием следующих, например, выражений:

 «Центральным вопросом работы является вопрос о…»;
 «В статье на первый план выдвигается вопрос о…»;
 

Положительная оценка анализируемого произведения может дыть дана с помощью фраз и выражений:

 «Безусловным (очевидным) достоинством является актуальность поднятых в ней проблем…»;
 «Работа ценна тем, что в ней по-новому осмыслена теория…»;
 «…представлены разные точки зрения по вопросу…»;
 «…дается глубокий анализ…»;
 «Работа отличается высокой информативностью…»;
 «…богатым фактическим материалом…»;
 «…нестандартным подходом к анализу поднятых проблем…»;
 «Автор справедливо отмечает…»;
 «…убедительно показывает…»;
 «…аргументировано обосновывает…»;
 «…детально анализирует…»;
 «Автор прав, утверждая, что…»
 

Отрицательная оценка:

 «Сомнение вызывает целесообразность (продуктивность) такого подхода…»;
 «К недостаткам работы следует отнести излишнюю категоричность выводов автора…»;
 «Автору не удалось показать…».
 

Выводы:

 «В целом, на наш взгляд, это интересная и полезная работа»;
 «Представляется, что в целом работа (статья) имеет важное значение…».

 

Автор -  Л.И.Даргевичене.

 

Схема анализа урока русского языка
1. Дата посещения урока. 
2. Школа, класс.
3. Фамилия учителя.
4. Тема урока.
5. Цели урока:
а) обучающая;
б) развивающая;
в) воспитательная.
6. Определение типа посещенного урока:
а) изучения нового материала;
б) закрепления знаний, умений и навыков,
в) повторительно-обобщающий,
г) комбинированный,
д) контрольный,
е) развития речи,
ж) исправления и анализа ошибок.
7. Оборудование урока (наглядные пособия, ТСО, раздаточный материал, оформление классной доски),
8. Ход урока.
Ход урока следует записывать во всех подробностях, обращая внимание как на работу учителя, так и на работу учащихся.
Примерная схема анализа урока изучения нового материала.
1. Отметить, каково было начало урока (дисциплина в классе, мобилизация внимания учащихся, их готовность к работе).
2. Указать, как было организовано повторение ранее пройденного материала с целью подготовки учащихся к восприятию нового.
3. Выяснить:
- способы проверки письменного домашнего задания;
- виды опроса (индивидуальный, фронтальный, по карточкам и т.д.);
- формулирование вопросов учителя, характер ответов учащихся: глубину, полноту, связность, осмысленность.
- другие приемы повторения материала были использованы учителем: грамматический разбор, работа с наглядным материалом, с учебником.
4. Определить, в чем состояла психологическая подготовка учащихся к восприятию новых знаний.
5. Раскрыть способы изучения новых знаний:
а) методы и приемы ознакомления учащихся с новым материалом (слово учителя, рассказ, беседа, наблюдения над языковыми явлениями, самостоятельная работа учащихся);
б) работа над новыми понятиями, правилами (выделение существенных признаков, понятий, осознание сути термина);
в) систематичность, последовательность, правильность протекания анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации;
г) характер вопросов, задаваемых учителем (соблюдение принципа научности, требований логики, особенности речевого оформления вопросов).
6. Проанализировать способы закрепления материала:
а) выполнение упражнений в устной форме, составление своих примеров;
б) предупредительные диктанты зрительного и слухового типов;
в) осложненное списывание;
г) выполнение упражнений творческого характера;
д) дифференциация упражнений по степени сложности.
7. Дать анализ методики задавания на дом:
а) соответствие задания целям урока;
б) дифференцированный подход к домашнему заданию;
в) инструктаж.
8. Отметить, как подводились итоги урока, какие формы учета и оценки знаний учащихся использовались учителем: объективность оценки знаний, умений и навыков учащихся.
9. Какие наглядные пособия использовались на уроке, насколько эффективной была методика их использования?
10. Как на уроке были реализованы требования грамотного письма и культуры речи?
11. Не были ли допущены со стороны учителя перегрузка школьников учебными заданиями или, наоборот, недооценка возможностей учащихся? Каков был темп урока? Какое место на уроке занимала самостоятельная работа учащихся?
12. Установить, достигнуты ли цели урока.
13. Дать свои рекомендации по улучшению качества работы на уроке.

 

 


Установочный семинар

Сегодня состоялся установочный семинар для участников конкурса "Учитель года"

Муниципальный этап "Учитель Года-2022"

Вот и завершился первый этап конкурса "Учитель Года-2022". Ежегодный конкурс, но каждый раз это новые имена, новые эмоции и новые знакомства...

Конкурсный урок "А счастье было..."

"Учитель года -2022". Конкурсный урок-исследование по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин" в 9 классе на тему "А счастье было..."

Городской руководителей ШМО учителей русского языка и литературы

Сегодня на базе МКОУ "СОШ 11" прошел семинар для руководителей школьных методических объединений учителей русского языка и литературы, а также учителей выпускных классов. 

Тотальный диктант

Вниманию любителей грамотного письма!